Дизайн в детской комнате

Эстетика окружающей среды в детской комнате сильно влияет на детей, опекунов и их родителей в плане психологического взаимодействия друг с другом. В спальнях, помещениях, специально предназначенных для игрового развития, дети проводят большую часть своего времени, занимаясь под наблюдением воспитателя. В плохо спроектированных по дизайну комнатах участие детей в целенаправленной и самостоятельной игре значительно ухудшается. Доказано, что когда детей не занимают должным образом, их агрессивное поведение возрастает. Дети от воспитателей всё чаще начинают слышать слово «Нет!». При этом воспитатели выполняют, скорее всего, роль полицейского, а не педагога, удовлетворяющего индивидуальные и групповые потребности ребенка. Разработка и внедрение современного дизайна в дошкольных учреждениях требует много времени и внимания к мелочам.

Поэтому в этой статье мы рассмотрим влияние окружающей среды на детей и воспитателей, ознакомим с основами проектирования развивающего пространства. Хорошо спроектированная среда может оказать огромное положительное влияние на развитие детей, а также облегчить труд воспитателей в детских центрах и садах.

Дизайн детской комнаты.

Хорошо продуманная образовательная среда безопасна для младенцев и малышей. Она поддерживает их эмоциональное благополучие, стимулирует их чувства и стимулирует моторные навыки. Дизайн, прежде всего, должен быть нацелен на создание высоко функциональной детской групповой комнаты. Эстетически привлекательной комнаты, ориентированной на возраст ребенка и поддерживаемой воспитателем. Хорошо продуманная среда способствует индивидуальному и социальному развитию детей. Установки, макеты и оборудование дают детям множество возможностей оценить себя, видя, трогая, чувствуя и двигаясь. В пространстве, которое можно свободно исследовать, младенцы учатся познавать мир, отображать свою среду, манипулировать ею и осваивать.

Такая подходящая среда называется обучающим пейзажем. Он может быть встроен в дизайн любой детской комнаты. Благодаря использованию платформ, чердаков, углубленных площадей, низких стен и навесов, расположенных по периферии комнаты, помещение можно выстроить так, чтобы обеспечить разнообразие зон деятельности, соответствующих возрасту детей. Стены окружают зоны деятельности, а центр комнаты остается довольно открытым, что позволяет движению детей и взрослых, а также обеспечивает гибкость использования пространства, которое изменяется в зависимости от наблюдений воспитателя в интересах детей. В комнате должно максимально использоваться естественное освещение от окон, через которые дети могут наблюдать за явлениями природы, поддерживая с ней визуальную связь, не выходя из помещений.

Индивидуальные зоны ребенка.

Размещение детских групп в определенных многоуровневых зонах деятельности мотивирует индивидуальную и мелкосерийную игру, не сворачивая всех детей от одного занятия к другому. В то время как их деятельность легко контролируются воспитателем, эти полузакрытые зоны обеспечивают частную среду, которые имеют решающее значение для развития самооценки, личной самореализации ребенка. Ведь в процессе группового воспитания детей в течение более десяти часов в день за пять дней пребывания в детском саду возрастает возможность их агрессии по отношению друг к другу, уменьшается стрессоустойчивость. Создание пространства, в котором ребенок может некоторое время побыть один, снижает полученный стресс или полностью его ликвидирует.

Индивидуальные зоны могут быть достигнуты путем включения в детских комнатах своеобразных «туннелей»: отдельных ковровых покрытий, встроенных шкафов с удаленными дверями, уютных чердачных помещений или несколько стояков, примыкающих к маленькому углу комнаты. Вместо того, чтобы испытывать стресс в большой группе в течение всего дня, ребе-нок может уйти в личное, индивидуальное пространство, чтобы отдохнуть, наблюдать за другими детьми и эмоционально зарядится. Имея доступ к этим зонам деятельности, небольшие группы из двух малышей, которые только начинают играть друг с другом, могут уйти в такую зону вместе.

Процесс планирования

При проведении крупной реконструкции или создании нового детского центра, появляется возможность создавать детские комнаты, дополняющие друг друга. Хорошо продуманный проект представляет собой набор критериев, включающий учет возрастных категорий групп, количество малышей в группах, степень активности детей и взрослых, размеры помещений и другие особенности, на которых основан дизайн и по которым он впоследствии оценивается. Это позволяет уточнить цели и спрогнозировать ожидания относительно развития детей, решить связанные с этим вопросы и проблемы ещё до начала строительства детского центра. Включение некоторых относительно простых функций в детские комнаты может привести к значительному улучшению способа их использования детьми и воспитателями. Тщательное рассмотрение взрослыми потребности малышей в двигательной активности позволяет им изменять деятельность по своему усмотрению, отдыхать и наблюдать — взрослые предлагают дополнения и изменения, которые могут сильно изменить окружающий дизайн детской комнаты.

Чердаки

Соответствующий дизайн чердака может стать прекрасным дополнением к детской комнате. Чердак представляет некое «убежище», где ребенку представляется возможность наблюдать за остальной группой, но вместе с тем быть предоставленным самому себе. Это также место, где малыша может пожалеть воспитатель, трогательно прижав его к себе, что очень важно для психологического состояния ребенка.

Определение функциональных зон.

Конструкция низких стен и площадей с ковровым покрытием по краю комнаты создает несколько различных функциональных зон. Низкие перегородки позволяют детям чувствовать, что они находятся в дискретном пространстве. Воспитатель имеет возможность легко контролировать детей. Дети могут участвовать в расширенных индивидуальных и микрогрупповых играх. Такая организация деятельности в определенных функциональных зонах не позволяет детям сохранить здоровье.

Дополнительное оборудование.

Дополнительное оборудование и материалы могут включать подушки (привлекательные и моющиеся), подвесные растения, аквариумных рыбок, полки для игрушек из натурального дерева, фотографии детей и членов их семей (покрытые прозрачной контактной бумагой, ламинированные или оргстекло в рамке), широкие полноразмерные зеркала из плексигласа и гамаки для качающихся младенцев. Гамаки предпочтительнее в виде качающихся стульев, потому что они позволяют воспитателю по необходимости качать не более одного ребенка за один раз. В отличие от качающихся стульев, гамаки не травмоопасны, занимают меньшую площадь комнаты.

Напольное покрытие.

Малыши проводят большую часть своего времени на полу. Для обеспечения безопасности и комфорта большая часть пола должна быть покрыта коврами, за исключением входных помещений, ванных комнат, а также мест для приёма пищи, комнат для детского творчества (живописи). Необходимо использовать нейтральные, антимикробные ковровые покрытия, чтобы предотвратить рост грибка и плесени.

Осветительные приборы.

Плохое освещение может негативно повлиять на общую атмосферу детской комнаты, здоровье детей. Освещение, которое является слишком ярким или слишком тусклым, может напрягать глаза. Предпочтительнее использовать светодиодные лампы накаливания с желтым оттенком, чтобы создать благоприятную среду для игр. Правильный подбор ламп накаливания помогает малышам чувствовать себя как дома. Потоки света для определенных зон деятельности могут быть созданы с использованием подвесных светильников. Добавьте рассеянное освещение, используя встроенные светильники или настенные бра. Диммерные переключатели позволяют регулировать освещение в соответствии с яркостью, необходимой в разное время суток, и поддерживать различные режимы освещения.

Цвет

Выбор цвета в детской комнате играет важную роль в создании среды, идентичной домашней. Яркие основные цветовые схемы могут создать среду, стимулирующую детей и взрослых. Нейтральный цветной фон, такой как стены, из слоновой кости, яичной скорлупы и мебель из натурального дерева, обеспечит спокойную атмосферу в комнате. Красочные игрушки, материалы и картины на стене хорошо выделяются на теплом нейтральном фоне, помогая детям сосредоточиться и визуально различать фоновые объекты.

Вывод

Среда, ориентированная на развитие, поддерживает индивидуальное и социальное развитие детей. Она способствует детскому исследованию окружающего мира, целенаправленной игре в сотрудничестве со взрослыми воспитателями. Правильно созданная развивающая среда в детских комнатах обеспечивает разнообразие выбора видов деятельности для детей, и поддерживает самостоятельность. Развивающая среда также поддерживает здоровые отношения между воспитателем и ребенком.